Чем отличается информационная вывеска от рекламы?
Различие между наружной рекламой и информационной вывеской имеет принципиальное значение для юристов и руководителей компаний и закреплено законодательно. Если коротко, то рекламу согласовать сложнее и дороже раз в 10. Кроме того, различаются способы подачи документов и размер штрафов.
Понятие наружной рекламной конструкции
Понятие о наружной рекламе закреплено в ФЗ «О рекламе» (ст. 3 и ст. 19) и постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 904 от 2006 года, регламентирующим порядок выдачи разрешений, без которых запрещается установка и эксплуатация наружной рекламы.
В соответствии с ними под рекламой понимается любая информация для неопределенного круга лиц, направленная на продвижение на рынке товара/продавца/изготовителя или средств индивидуализации организации, привлечение к ним внимания или поддержание интереса.
Рекламными в том числе признаются щиты, табло, аэростаты и другие технические устройства для постоянного размещения на фасадах и крышах зданий, остановках общественного транспорта либо отдельно стоящие конструкции.
Понятие информационной вывески
Закон «О защите прав потребителей» в ст. 9 раскрывает перечень информационных сведений, которые должны быть размещены на вывеске:
-
фирменное наименование организации;
-
адрес (местонахождение);
-
режим работы;
-
расшифровка вида деятельности (в случае ее обязательного лицензирования и/или госаккредитации).
Также к этим сведениям можно отнести:
-
указание входа в здание;
-
пути эвакуации в случае пожара;
-
иные сведения, распространение которых является обязательным и/или соответствует сложившимся обычаям делового оборота, а не призвано служить рекламным целям (т. е. поддерживать интерес к товарам, способствовать их продвижению на рынке).
Назначение информации в данном случае не носит рекламный характер, а потому согласовывается по постановлению ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА от 20 сентября 2012 года N 1002, что существенно упрощает и подачу документов, и этапы согласования.
Что говорят ФАС и ВАС о разнице между рекламой и вывеской
Федеральная антимонопольная служба России и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно в своих письмах разъясняли позицию по квалификации конструкций в качестве информационных либо рекламных. В частности, ими являются письма ФАС России № АК/47658/13 от 28.11.2013 года, № АК/1829 от 24.01.2011 года, № АК/6745 от 15.03.2010 года, письмо Президиума ВАС РФ № 37 от 25.12.1998 года с обзором практики по спорам, связанным с применением законодательства о рекламе, постановление Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 года «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
При желании можно ознакомиться с этими документами в деталях, но если коротко, то политика ФАС и ВАС относительно разграничения рекламных и информационных конструкций сводится к следующему. Реклама — это всегда информация о конкретном товаре с указанием его индивидуализирующих признаков, размещенная вдали от места нахождения организации.
При размещении такой информации в непосредственном месте торговли, например на АЗС, в том числе на щитах и световых табло, она рассматривается не как реклама, а как выполнение требований Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8, 10 — право потребителя на достоверную и своевременную информацию о товаре).
По мнению ФАС, не могут считаться рекламой:
-
фотографии и изображения товаров без индивидуализирующих признаков;
-
вывески и указатели без сведений рекламного характера;
-
сведения и информация, распространение которых обязательно на основании закона или обычая делового оборота (даже с использованием товарного знака);
-
информация в месте реализации товара (по местонахождению организации), в том числе о профиле организации, ее ассортименте, списке услуг;
-
крышные установки с названием компании, если она занимает всё здание.